тел. (3832) 222-01-78, 213-30-75
Новосибирское Городское
Юридическое Агентство

Услуги

Статьи

О налоговых вычетах

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества с ограниченной ответственностью по налогу на добавленную стоимость было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость. В основу решения налогового органа были положены выводы о неправомерном заявлении организацией  налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. С указанным решением налогового органа организация не согласилась и обратилась в Арбитражный суд с иском о признании этого решения недействительным.

Аргументы налоговой инспекции

Позиция налогового органа в данном вопросе сводится к тому, что организацией в нарушение п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ неправомерно заявлены налоговые вычеты, так как последней  не подтвержден факт реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), организацией-контрагентом (поставщиком товаров, исполнителем услуг и т.п.)  в налоговый орган не представлены декларации, в бюджет налог на добавленную стоимость не поступал.

Аргументы организации

В соответствии с п. 5 ст. 32, ч. 1 ст. 175 Налогового кодекса РФ на налоговый орган возлагается обязанность по возмещению налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость, которые он уплатил поставщику и подтвердил это первичными платежными документами.

Кроме того, в соответствии с п. 1. ст. 171 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

При этом, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), признаваемых объектами налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

По вопросу о непредоставлении организацией-контрагентом декларации в налоговый орган и неперечислении последней в бюджет налога на добавленную стоимость, необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 1. ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридические лица являются самостоятельными субъектами гражданско-правовых отношений и в случае их удовлетворения требованиям ст. ст. 11, 19, 23 Налогового кодекса РФ не отвечают по налоговым обязательствам других организаций.

Следовательно, организацией соблюдены все требования ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ и налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость заявлены правомерно. В связи с чем, решение налоговой инспекции вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

Решение арбитражного суда

Арбитражный суд в своем решении по делу № А45-9513/05-СА12/445 от 08.06.2005 г. полностью удовлетворил заявленные требования организации-истца и  признал  недействительным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суд в своем решении исходил из того, организацией надлежащим образом были исполнены все условия для предъявления налогового вычета, предусмотренного ст. 171,  п.п. 1, 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ, а именно: товар был полностью оплачен (факт оплаты подтвержден платежным поручением) и оприходован на счетах бухгалтерского учета организации, все документы были составлены с учетом требований действующего законодательства о бухгалтерском учете, содержали необходимые реквизиты.

Вместе с тем, организация-истец в соответствии со статьями 11, 19, 23 Налогового  кодекса РФ не отвечает по обязательствам, связанным с перечислением сумм налога на добавленную стоимость, организаций-контрагентов по договорам (поставки, выполнения работ, оказания услуг).

С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что истцом по делу были правильно заявлены налоговые вычеты и состав налогового правонарушения в действиях организации-истца отсутствует.

Таким образом, решение налогового органа не основано на законе и является недействительным.

Комментарий специалиста

Алексей Анатольевич Матлахов,
директор ООО «Новосибирское городское юридическое агентство»

Действующее налоговое законодательство достаточно четко определяет механизм реализации прав организаций-налогоплательщиков в сфере реализации их прав на законно предусмотренные налоговые вычеты. Вместе с тем, на практике разночтения между мнением налогового органа и организации в связи с налоговыми вычетами — не редкость.

Как уже было отмечено, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога в порядке, установленном ст. 166 Налогового кодекса РФ, на суммы налога, предъявленные и уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом для принятия сумм налога к вычету действующее налоговое законодательство закрепляет следующие условия:

  1. факт оплаты товаров (работ, услуг) (по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ — фактическая уплата НДС при ввозе);
  2. приобретение товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС;
  3. наличие счетов-фактур;
  4. принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет.

Иными словами, общие условия вычета заключаются в наличии оплаты, цели,  документа и  оприходовании.

Однако, налоговые органы не всегда идут навстречу организациям-налогоплательщикам в требованиях последних предоставить налоговые вычеты. Как и в вышеописанном случае налоговые органы отказывают в реализации прав организаций на возмещение налоговых вычетов, например, в связи с отсутствием сведений об организации-контрагенте в едином государственном реестре юридических лиц, или в связи с отсутствием у организации-контрагента правоспособности по договору (отсутствие лицензии), затягивают сроки возмещения сумм налоговых вычетов из бюджета. Решение таких вопросов в административном порядке становится, по меньшей мере, бессмысленным. На наш взгляд, для организаций наиболее эффективным способом разрешения подобных споров является обращение в арбитражный суд, где  на основе принципа равенства и состязательности каждая сторона (в том числе и налоговый орган) должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, налогоплательщик имеет все основания получить налоговый вычет, вне зависимости от соблюдения организацией-контрагентом своих обязательств по предоставлению декларации и перечислению налога в бюджет. В противном случае, при отказе в налоговом вычете только в связи с указанными обстоятельствами можно ставить вопрос о дискриминации налогового органа в отношении конкретного налогоплательщика.

Поэтому Арбитражный суд в своем решении по данному делу совершенно обоснованно признал доводы налоговой инспекции необоснованными, а решение о привлечении организации-налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.

Материал подготовила Юлия Дорофеева,
юрист
ООО «Новосибирское городское юридическое агентство»
Июль, 2005г.